ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач)

ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение!

Основатель теории Г. С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста.

В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия
ТРИЗ учит:

мыслить логично и гибко,

находить неординарные решения,

анализировать проблему всесторонне,

подстегивает познавательную активность,

снимает страх перед неизвестным приспособливаться к меняющемся условиям...

реши

гениально

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем.

Генрих Саулович Альтшуллер

Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьникамина станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.

На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются педагогические методики для развития мышления: творческого, диалектного, абстрактного.

Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.

Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Основные принципы методики ТРИЗ

Cвобода выбора

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора

Деятельность

Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности

Открытость

Задача, не имеет единственно верного решения, подразумевается вариативность

Идеальность

Творческие задания не требуют специального сложного оборудования, максимально задействуя интересы, возможности и знания учеников

Природосообразность в обучении

То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности.

Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому ребенку максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности

Обратная связь

Постоянный контроль за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, а в новых используются элементы предшествующих

Что дает ТРИЗ?

Множество преимуществ:

умение мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне

подстегивает познавательную активность, снимает страх перед неизвестным и помогает приспособливаться к меняющемся условиям

развивает фантазию и воображение, учит мыслить широко, системно, нестандартно

способность понимать единство и противоречие окружающего мира, воспитывает у детей качества творческой личности

развивает мышление творческое, диалектическое, абстрактное

формирует системное мышление и анализ, осознание происходящего вокруг, происходит социализация и развитие речевых навыков

развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение)

учит находить свои решения, а не повторять за педагогом

создает для каждого малыша ситуацию успеха

позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни

Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится

вычленять закономерности

видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений

находить причинно-следственные связи

мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний

оперировать аналогиями и противоречиями

классифицировать

выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы

находить главное во множестве

задавать правильные вопросы для поиска сути

РАЗНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ

Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов

Метод мозгового штурма

Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный.

При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.

Метод
каталога

Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания.

Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю.

Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой).

Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Детям предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект

Метод фокальных объектов

Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других.

Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.

Много
методов

Преподаватели

Чернова Наталья Николаевна

Педагог-психолог

Большой багаж знаний и опыта по психологии и педагогике, которым Наталья Николаевна с радостью готова делится с родителями, чтобы лучше понять своих детей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку исходя из его психологических и психофизических особенностей.

Фото - галерея

Видео - галерея

Урок 1

Учитель

Урок 2

Учитель

Урок 3

Учитель

Урок 4

Учитель

Урок 5

Учитель

Урок 6

Учитель